Previous Entry Share Next Entry
Память: Айртон Сенна. Человек дождя.
rodgerufa

По итогам уникального опроса, проведённого британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих
участников чемпионата Формулы-1, Сенна был признан лучшим гонщиком в истории Формулы-1. Всего за десять лет
выступлений он выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций. Он получил от прессы прозвище
«Волшебник» и «Человеком дождя» его нарекли болельщики.

Посмотрел вчера фильм Азифа Кападиа. Вспомнил. Проникся.



А фильм интересный. Документальная съемка тех лет. Комментарии оставшихся ныне в живых.
Про Айртона рассказывают Рон Деннис — руководитель команды McLaren International,
Ален Прост — партнер по команде и главный соперник Сенны, Сид Уоткинс - врач, глава медицинской
команды на гран-при Формулы-1 и многие другие...
.


Историческая справка.

Айртон Сенна родился в Сан-Паулу в семье богатого землевладельца. Его отец способствовал развитию гоночных талантов сына,
посадив того за руль карта уже в четыре года. В тринадцать лет Айртон впервые участвовал в соревнованиях по картингу.

В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. Затем он участвовал в чемпионате мира и занимал
вторые места в семи гонках, но ни разу не смог победить.



В том же 1981 году бразилец отправился в Европу, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600.
В это же время Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери — Сенна, поскольку фамилия да Силва
была слишком распространена в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты
Формулы-Форд 2000.
В 1983 году с 13 победами в 20 гонках он стал чемпионом британской Формулы-3, победив при этом в самом престижном
Гран-при Макао, в течение года он тестировал машины различных команд Формулы-1 — «Уильямс», «Макларен», «Брэбэм»
и «Тоулман», и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года.
Вот таким был его первый болид Формулы-1:



Команда «Тоулман» была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими как «Уильямс»,
«Макларен» или «Брэбэм». Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна и показал впервые свой
талант гонщика в Формуле-1. Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он заработал 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами,
где проходил Гран-при Южной Африки. В трёх последующих гонках он набрал ещё два очка, а затем на Гран-при Монако,
проведя трудную гонку в условиях сильного дождя и обогнав нескольких гонщиков, имевших технически лучшие машины
(в том числе двукратного чемпиона мира Ники Лауду), занял второе место, выиграть ему помешала лишь остановка гонки.
Затем в ходе сезона Сенна ещё два раза поднимался на подиум, заняв третьи места в Гран-при Великобритании и Португалии,
и по итогам года занял в чемпионате девятое место.

В следующем, 1985 году Сенна перешёл в более сильную команду — «Лотус»,
и концу сезона набрал 38 очков и занял в чемпионате четвёртое место:



Второй сезон в «Лотусе», 1986 года сложился у Сенны лучше благодаря тому, что инженеры команды хорошо
поработали над машиной, и она стала более надёжной.



Сезон 1987 года также был многообещающим. Компания «Рено» объявила об уходе из автоспорта, и команда
«Лотус» стала использовать мотор «Хонда», который был более мощным и надёжным.
По итогам сезона он с 57 очками занял третье место.
В ходе сезона 1987 года у Сенны установились хорошие отношения с компанией «Хонда», и, когда в конце сезона
срок контракта Сенны с командой «Лотус» истёк, он был приглашён в команду «Макларен»,
которая также использовала моторы «Хонда».



В 1988 году Сенна оказался в «Макларене», где его напарником стал Ален Прост, к тому времени двукратный чемпион мира.
Так было положено начало жёсткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов
с участием этих двух пилотов. В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16 (только Гран-при Италии выиграла
команда «Феррари»), из которых 8 принадлежали Сенне и 7 — Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей
сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна.



Партнеры и соперники по команде. Ни один из них не хотел уступать титул другому.



В следующем сезоне 1989 года конкуренция ещё более обострилась, выливаясь в постоянную борьбу на трассе и психологическую
войну вне её. Типичным эпизодом этой борьбы стал, например, Гран-при Германии, где Прост и Сенна боролись за первое место
в течение всей гонки; выиграл её Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента в предпоследней гонке на трассе в Судзуке,
когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга. Этот
манёвр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие затем критиковали его за эту попытку. В то же время признавалось,
что это место на трассе было практически единственным, где был возможен обгон, и если бы Сенна не попытался это сделать,
то чемпионский титул совершенно точно достался бы Просту. Некоторые считают также, что в столкновении был виноват Прост,
не пожелавший пропустить Сенну, когда тот уже фактически обогнал его по внутренней траектории. Сенна смог вернуться в боксы,
сменить передний спойлер и продолжить гонку, выиграв её, однако после гонки он был дисквалифицирован. Сенна публично
заявил, что в этом эпизоде он «был грубо ограблен», что вызвало санкции со стороны FIA — Сенну оштрафовали на крупную сумму
и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись
перед FIA, вернул себе лицензию.

Фото как раз после столкновения в повороте:



Перед сезоном 1990 года Прост ушёл в команду «Феррари», объяснив это тем, что в «Макларене» отдавали предпочтение Сенне.
Но судьба чемпионата снова решалась в предпоследней гонке на той же трассе в Судзуке, и снова борьба шла между Простом
и Сенной. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К этому моменту
больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом. По данным телеметрии, Сенна даже не попытался затормозить перед
столкновением. Многие считали, что это была месть Просту за столкновение годичной давности.



В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенной и Найджелом Мэнселлом, выступавшим за «Уильямс». Сенна выиграл
четыре гонки в начале сезона, в следующих гонках удача была на стороне Мэнселла. К концу сезона шла равная борьба, но на
Гран-при Японии Мэнселл вылетел с трассы и потерял шансы в борьбе за чемпионат. Сенна завершил сезон победой в досрочно
остановленной гонке в Австралии и стал чемпионом в третий раз.



В 1992 году, благодаря интенсивной работе, проделанной в межсезонье инженерами «Уильямса», Мэнселл имел большое
преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. Сенна смог выиграть лишь три гонки — Гран-при Монако,
Венгрии и Италии, причём победой в Монако Сенна был обязан лишь тому, что за десять кругов до финиша на машине шедшего
первым Мэнселла лопнуло колесо. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество
«Уильямса», но и отсутствие Проста — без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьёзного
соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.

На 1993 год у Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушёл из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду
«Уильямс», технически лучшую на тот момент, пришёл Ален Прост. Сенна пытался также получить место в «Уильямсе», однако
Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага. «Макларен» в это время испытывал проблемы: компания «Хонда»
ушла из Формулы-1, а «Рено», которая поставляла моторы «Уильямсу», отказалась поставлять их также и «Макларену». В конце
концов, руководителю команды Рону Деннису удалось заключить контракт с компанией «Форд», однако он предусматривал, что
«Макларену» будут поставляться менее мощные моторы, чем команде «Бенеттон» — основному партнёру «Форда». В «Макларене»
надеялись, что им удастся нивелировать это отставание с помощью лучшего шасси и более совершенной электроники.



Айртон Сенна был признанным мастером квалификаций своего времени. За свою карьеру в Формуле-1 он 65 раз занимал в них
первые места, что на тот момент было рекордом. Этот рекорд держался и после смерти Сенны в течение 12 лет и был
превзойдён Михаэлем Шумахером только в 2006 году на Гран-при Сан-Марино, причём Шумахеру потребовалось
для этого провести 236 Гран-при, тогда как Сенна за всю свою карьеру в «Формуле-1» принял участие только в 162.
Кстати, узнаете парня в желтом?



Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников — скорости сильно уменьшаются,
и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях
не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений
в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».



На трассе Сенна был предельно целеустремлённым и всегда стремился победить, нередко пилотируя машину на грани
возможного. Многие считали его стиль вождения слишком опасным и говорили, что для него победа важнее жизни. Когда
однажды Сенна признался, что верит в Бога, Ален Прост сказал, что Сенна, скорее всего, думает, что Бог помогает ему
пилотировать машину, и поэтому ведёт себя на грани сумасшествия. Мартин Брандл также говорил: «Несомненно, Сенна — гений.
Но это значит, что жизненный баланс в нём сильно смещён в одну из сторон. Он так сильно развил свои навыки,
что часто находится за гранью. Это опасный знак».

Сам Сенна признавал, что стремится в каждой гонке достичь пределов собственных возможностей, но говорил, что главное
для него — не превосходство над другими, а познание самого себя. «Это очень завораживающее исследование», — говорил он.
«Когда я стремлюсь к победе, я всегда нахожу в себе ещё немного больше, снова и снова. Но в этом есть противоречие:
когда ты становишься быстр как никогда, то ощущаешь себя невообразимо хрупким и уязвимым, потому что за долю
секунды всё это может исчезнуть. И две эти крайности, дополняя друг друга, помогают познать себя, всё глубже и глубже».




Вне трассы Сенна отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным человеком. Он был очень обаятелен, за что
его любили и журналисты, и болельщики во всём мире. Многие из общавшихся с ним говорили, что его улыбка и голос
производили почти гипнотическое действие.

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии и завещал для той же цели всё своё состояние
(которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал
не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провёл свой последний сезон, говорил о нём: «Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них».

Деймон Хилл, последний напарник Сенны по команде, сказал в одном из своих интервью: «Он был благородным человеком,
но беспощадным на трассе, например, по отношению к Алену Просту. Но точно так же он не щадил себя. Исключительный
человек. Он отдавал себе отчёт, сколь велика его слава, и, думаю, хотел с её помощью как-то улучшить этот мир.
К сожалению, завершить задуманное ему не удалось. Но его влияние распространялось не только на гонки».




В 1994 году Сенна перешёл из «Макларена» в «Уильямс-Рено», сильнейшую на тот момент команду. Несмотря на завоевание
поул-позишн в первых двух гонках сезона — Гран-при Бразилии и Тихого океана, финишировать в них ему не удалось. При этом
обе гонки выиграл Михаэль Шумахер на Бенетон-Форд, который неожиданно стал главным претендентом на титул.
1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке — Гран-при Сан-Марино.
Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически.



В течение всего уикенда, в который проходила эта гонка, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее
серьёзными стали две. Сначала во время пятничных свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло.
Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке. Баррикелло недавно пришёл в Формулу-1
и считался протеже Сенны. Сенна навестил Баррикелло в больнице (врачи запретили ему это делать, поэтому Айртону пришлось
перелезть через стену) и после разговора с ним пришёл к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1.
На следующий день во время субботней квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер — его машина вылетела
с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный
ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе и
многие впервые переживали такой момент. Сенна ещё более уверился в том, что необходимо срочно принимать меры по
повышению безопасности гонок.

В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто (при этом разлетевшимися обломками были
ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов
снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после
ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной
скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около
310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара
о стену составляла примерно 218 километров в час.



Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики.
Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию и на
вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания. После проведённого обследования стало
ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить
искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось
вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.

В рукаве его комбинезона был найден испачканный кровью австрийский флаг. По всей видимости, Сенна собирался посвятить
свою победу погибшему за день до этого Ратценбергеру, хотя никому не сказал об этом.

После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена; в ней победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики
считают, что Сенна умер сразу же после аварии и его транспортировка в больницу была бессмысленной — организаторы гонки
якобы пошли на это потому, что, объявив о смерти гонщика немедленно, было бы неэтично возобновлять гонку, и её организаторы,
включая FIA, понесли бы серьёзные убытки.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство
объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. А самолеты ВВС Бразилии начертили в небе букву "S".



Одними из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост и другой пилот Формулы-1 Рубенс Барикелло.



Сенну похоронили на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.
Могила Айртона Сенны на кладбище Морумби стала местом паломничества. По данным Р. Филипа (2007 г.), она привлекает больше
людей, чем могилы Джона Ф. Кеннеди, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли вместе взятые. Многие гонщики посещают могилу Сенны
во время проведения Гран-при Бразилии. Надпись на могиле гласит: «Теперь ничто не мешает моей любви к Богу».




Незадолго до смерти Айртон Сенна создал благотворительный фонд Ayrton Senna Foundation, целью которого была помощь
бедным молодым людям в Бразилии и в других странах. После смерти Сенны, по его завещанию, к этому фонду перешло всё
его состояние, которое на тот момент составляло более 400 млн долларов. Поэтому и в наши дни имя Сенны для миллионов
людей в мире связано с надеждами на лучшую жизнь. Для тех, кто знал Сенну, он остаётся примером высочайшего
профессионализма, который сочетался с человечностью и обаянием. Многие из известных в Формуле-1 людей, много сделавших
для её развития — Берни Экклстоун, Макс Мосли, Рон Деннис и другие — говорили в своих интервью, что считают именно Сенну
лучшим гонщиком всех времён, и не только из-за показанных им результатов в гонках, но и из-за того влияния, которое он оказывал
и продолжает оказывать на умы многих людей.

В конце 2006 года по инициативе журнала F1 Racing несколько экспертов (в их число входили Макс Мосли, Жан Тодт, Кеке Росберг,
Эдди Джордан и другие) вывели формулу для определения быстроты гонщика. С помощью этой формулы они определили самых
быстрых пилотов Формулы-1 за всю её историю. Первое место в списке самых быстрых гонщиков занял Айртон Сенна.

Вот такой он был —  «Волшебник».

В мае 2009 года Working Title Films начала съёмки документального фильма об Айртоне Сенне, который я и посмотрел.

?

Log in